Форум - Интересно и познавательно - Почему суда на подводных крыльях до сих пор выглядят современно

#39645 by Отключён (Новичок) в 2011-10-10 17:32:56 , (269 недели) назадTop




  Сообщений: N/A


Кто будет спорить, что внешняя красота и техническое совершенство аппарата, созданного человеком, находятся в неразрывной связи? И если облик судна, самолета или автомобиля некрасив – выглядит непропорциональным, слишком толстым или тонким – то практически наверняка можно сказать, что данный аппарат не очень-то удачен. И, скорее всего, в будущем с ним будет что-то не так. К примеру, аппарат будет постоянно ломаться или портиться.


Взять суда на подводных крыльях (СПК) - до сих пор популярные "Метеоры", "Кометы", "Ракеты", а в недалеком прошлом - экспериментальные "Буревестник", "Спутник" и "Вихрь". Впрочем и к сожалению, суда на подводных крыльях встречаются все реже. И если раньше в Нижнем Новгороде, бывшем Горьком, "Метеоров" насчитывалось чуть ли не два десятка, то сегодня счет идет на единицы. В Казани осталось два "Метеора", ходят вниз по Волге. А вот в Чебоксарах "Метеоров" вовсе нет. Как и во многих других волжских городах. Суда либо распилены на металлолом, либо проданы в Санкт-Петербург – обслуживать линию до Петергофа и другие маршруты.

Нижний Новгород упомянут не случайно. Ведь именно в Нижнем Новгороде в 1957 году конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев закончил создание первой в мире "Ракеты" – судна на подводных крыльях, необычного и до того невиданного. Именно первая "Ракета" – судно с названием "Ракета-1" - была представлена участникам Международного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в 1957 году в Москве. "Ракеты" способны перевозить 65 пассажиров со скоростью 65-70 км/ч. Чуть позже Алексеевым были созданы, а государство начало серийно выпускать другие известные суда на подводных крыльях: "Метеор" (1958 год, 125 пассажиров, 60-65 км/ч) и "Комета" (1959 год, 118 пассажиров, 65 км/ч).

В отличие от "Ракет" и "Метеоров", предназначенных для эксплуатации на реках, пресноводных озерах и водохранилищах, судно на подводных крыльях "Комета" - морского типа, используется преимущественно на прибрежных маршрутах. С этой целью подводное крыло "Кометы"  сделано немного другой формы. Посередине оно более энергично изогнуто книзу. В то время как плоскость подводных крыльев речных судов практически параллельна плоскости воды.

Так же бросается в глаза внешнее сходство "Метеоров" и "Комет". Это неудивительно. Ведь цифры проектов данных этих судов совпадают. "Метеор" – судно проекта 342Э, а "Комета" – судно проекта 342МЭ. Именно поэтому "Метеоры" и "Кометы" часто путают.

Если "Метеоры" изготавливались Зеленодольским судостроительным заводом им. Горького, то "Кометы" делали в Крыму, на феодосийском заводе "Море" (сегодня "Феодосийская судостроительная компания "МОРЕ"). Многие страны – в частности, Греция – приобретали советские "Кометы", которые с успехом эксплуатировались на прибрежных морских линиях. В общей сложности за рубеж были проданы 34 "Кометы".

Чтобы привлечь внимание к разработанным советским конструктором судам на подводных крыльях, в свое время было организовано морское путешествие одной из "Комет" из Советского Союза в Югославию. Маршрут пролегал через пять морей.

Испытание показало высокую надежность сконструированных Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым судов. В частности, подводное крыло оказалось настолько прочным, что могло разрезать бревно. А это очень важно c точки зрения безопасности пассажирских перевозок, учитывая высокую скорость судна на подводных крыльях и количество перевозимых пассажиров.



Известен и вовсе забавный случай, когда одна из приобретенных в Советском Союзе "Комет" наскочила на коралловый риф. Да так сильно, что риф оказался начисто срезанным. Судно оказалось на берегу. Вызванный представитель страховой компании так и не смог обнаружить существенных повреждений "Кометы". После мелкого ремонта судно вновь перевозило пассажиров.

Разумеется, широкая эксплуатация судов на подводных крыльях в СССР была возможна при условии наличия дешевого топлива. Поскольку расход солярки судами на подводных крыльях впечатляющ. К примеру, "Ракета" расходует 103 литра дизтоплива в час. СПК "Метеор" с его двумя дизелями – уже 225 литров в час. При этом "Метеору" так же требуется машинное масло – примерно 2400 литров на сезон. Хотя при установке импортных дизелей расход солярки становится меньше, а расхода машинного масла в таких количествах вовсе не требуется.

Несмотря на то, что цифры расхода горючего СПК значительны, у традиционных судов, не оборудованных подводными крыльями, приподнимающими их во время движения над водой и тем самым снижающими сопротивление воды, расход топлива на высоких скоростях тоже велик. И с чем большей скоростью движется судно, тем больше должна быть мощность силовой установки и выше расход топлива. Каждый узел хода дается очень дорого. К примеру, линкор США "Техас" при мощности силовой установки 18870 л.с. может двигаться со скоростью 19,1 узлов. А при мощности примерно в полтора раза большей, в 28370 л.с., – со скоростью всего в 21 узел. То есть прирост скорости в два узла требует увеличения 50% мощности силовой установки. И, соответственно, увеличения расхода топлива.

Глядя на "Метеоры", "Кометы" и "Ракеты", которые пока в строю, рассматривая фотографии построенных экспериментальных судов на подводных крыльях – "Спутник", "Вихрь", а так же его величество газотурбоход "Буревестник" – трудно поверить, что это разработки 60-х годов прошлого века. Почему суда на подводных крыльях сегодня, спустя полвека, продолжают выглядеть современно? Чем, помимо высокой скорости передвижения, они до сих пор привлекают внимание?

Суда на подводных крыльях красивы. Именно красота нового вида транспорта, заложенная еще на этапе проекта, доказывает несомненный гений конструктора Алексеева. Еще про такой впечатляющий результат работы говорят: сделано с душой.

Чтобы лучше понять сложность разработки нового типа судна и сложность разработки его внешнего облика, достаточно вспомнить, что первая "Ракета" создавалась в 50-е годы двадцатого века. Ничего похожего в судостроении тогда просто не было. Взять сравнительно большую лодку, поставить ее на подводные крылья – полдела. А  суметь придать новому судну такой облик, вписав в него необходимые машины и механизмы, чтобы оно и через полвека выглядело современно – уже удел гения. И с этой задачей конструктор Алексеев успешно справился.

Характерное полукружье остекления носового салона, гармоничный нарост рубки, распластанная вытянутость корпуса, законченный излом кормы в сочетании с невысоким килем, полет над водой на подводных крыльях – думается, зрелище первых "Метеоров" в 60 годы прошлого века особенно впечатляло.

Примечателен факт, что, несмотря на сравнительно малую известность конструктора Алексеева в России, его имя известно за рубежом. Портрет конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева находится в Библиотеке Конгресса США, в галерее выдающихся деятелей XX века. И это справедливо и закономерно. Поскольку только то, что человеком делается с душой, всегда привлекает внимание и выглядит современно.
Отправить сообщеньку

       [1]       

Быстрый переход: