Форум - Интересно и познавательно - Железные дороги Японии

#39709 by Отключён (Новичок) в 2011-10-11 15:18:11 , (268 недели) назадTop




  Сообщений: N/A


Железные дороги пронизывают Японию. Они вездесущи, как преступление, и неотвратимы, как наказание. Они -- такая же неотъемлимая часть японского пейзажа, как гора Фудзи. У меня на работе на стене висит фотография скоростного поезда "Синкансэн" на фоне горы Фудзи -- они гармоничны и неразделимы. Непонятно, как гора Фудзи существовала до постройки у ее подножия железной дороги.

Все японские ж.д. находятся в частном ведении. В 1987 году государственная компания JNR была разделена на 7, ставших частными - JR Hokkaido, JR East, JR Central, JR West, JR Kyushu, JR Shikoku и JR Freight, не имеющую своих путей. Тем не менее и на японских, и на неяпонских картах в легендах упорно фигурируют "JR" и "private railways". Сила привычки? Дань традиции?



Большинство японских ж.д. электрифицированы. По крайней мере, мне не удалось увидеть ни одной неэлектрифицированной ветки. Тепловозы используются на маневровой работе. Да, кстати: все железные дороги -- левосторонние!

Пассажирские поезда в Японии можно разделить на четыре категории: местные электрички (local), электрички-экспрессы (rapid), поезда дальнего следования и сверхскоростные поезда "Синкансэн". (подчеркну, что это не официальная классификация!) Про поезда дальнего следования ничего узнать не удалось, поскольку они не популярны. "Синкансэны" линии Токайдо, например, в свою очередь делятся на те, что идут со всеми "синкансэновскими" остановками (т.наз. "Kodama"), те, что идут с почти со всеми остановками ("Hikari"), и те, что идут без остановок или почти без остановок ("Nozomi"). Билет на "Nozomi" стоит дороже, чем на "медленные" суперэкспрессы, и в реальной жизни все "Nozomi" все-таки делают одну остановку -- в Нагое.

Железнодорожные станции Японии отгорожены от внешнего мира и от станций железных дорог других компаний воротами. Для входа на станцию нужно купить билет -- либо до станции назначения, либо до любой другой станции (в последнем случае при выходе, возможно, придется доплатить!) На любой станции можно купить билет до ЛЮБОЙ другой станции данной ж.д. компании, а на станциях "private railways" -- еще и билет до многих соседних станций JR (но не наоборот!). Для проезда на "синкансэне" требуется второй билет (для входа на территорию "синкансэнового" царства и для выходя с нее). Билеты продаются как в автоматах, так и кассирами, как правило, ни бельмеса не понимающими по-английски. Над автоматами висит схема "местной" зоны с указанием стоимости проезда (местная -- это, например, от Киото до Химедзи [Himeji], около 200 км в диаметре). Стоимость проезда в оба конца в точности равна удвоенной стоимости проезда в одну сторону, стоимость детского билета -- половине стоимости взрослого. Существуют также проездные билеты на месяц и на полгода. Можно купить карточку на определенную сумму, например 1000, 2000 иен, с которой при проходе по турникетам будут сниматься деньги. В последний раз приходится доплачивать перед выходом.

Стоимость проезда на электричке колеблется от 35 до 440 рублей в зависимости от расстояния (в расчете 3,68 йены за рубль -- курс на момент написания этого сообщения).

Электрички
Электрички в среднем бегают каждые 5-10 минут. С расписаниями в целом плоховато: они, конечно, висят на каждой станции, но написаны исключительно по-японски; кроме того, практически невозможно разжиться расписаниями по линии (существуют листовки с расписаниями по каждой конкретной станции, но достать их можно только на данной конкретной станции :-) Тем не менее, в любом книжном магазине долларов за 5-10 (в зависимости от формата) можно купить талмуд со схемой всех ж.д. Японии (включая "частные") и с полными расписаниями по ним. Я не удержался и купил. Талмуд, естественно, тоже полностью на японском языке.

В вагонах электричек "граждане пассажиры соблюдают чистоту и общественный порядок, не курят, не сорят, уступают места женщинам и престарелым" :-) На платформах, кстати, тоже курят только в отведенных местах, зато на каждой платформе есть киоск (так и написано -- kiosk!) со всяческими продуктами питания, включая японский вариант "русского йогурта" -- сакэ в соответствующией упаковке :-) вагонах с потолка свисают "висюльки", как в старинных трамваях, и плакаты с рекламой, развешанные поперек вагона. Все объявления сопровождаются разнообразной музыкой и прочими звуковыми сигналами и делаются кондуктором в хвостовом вагоне, так и приятным женским голосом явно магнитофонного происхождения. "Мобилами" пользуются исключительно в тамбурах (там, где тамбура есть; многие вагоны -- типа "метро", без тамбуров). Во всех электричках, которыми я пользовался, задняя стенка кабины машиниста прозрачная, что позволяет каждому желающему наслаждаться видами, открывающимися из кабины.

В расписании (и в жизни) имеются достаточно "дальние" электрички, которые идут из одного конца "местной" зоны в другой. Есть специализированные экспрессы, например, идущие из Токио в аэропорт Нарита (Narita Express). В них, как правило, места пронумерованы, и билеты продаются "с местом". Во многих электричках есть так называемые "зеленые вагоны" ("green cars" -- это считается первым классом) -- там тоже места с номерами, и за проезд взимается доплата. Интересно отметить, что несмотря на достаточно небольшой интервал движения, народу все равно много, и мне часто приходилось ездить стоя в самый разгар рабочего дня.

На схемах пригородной зоны все линии имеют строго фиксированные цвета, и электрички раскрашены соответственно цвету линии. Это существенно облегчает навигацию, равно как и тот факт, что названия станций написаны не только иероглифами, но и латинской и японской азбуками. На некоторых электричках новых моделей пункт назначения тоже продублирован латиницей (но не на всех). Все это относится также и к метро.

Еще одно наблюдение по части электричек: на малых частных линиях выходные стрелки зачастую переводятся "по-трамвайному", "накатом". Выглядит очень необычно :-)
"Синкансэн"
Сеть линий "Синкансэн" состоит из 6 маршрутов: "Санъе" (от Осаки до Хакарты), "Токайдо" (от Токио до Осаки) и 4 радиальных линий, расходящихся от Токио на север и северо-запад (названия не помню). Возможно, это юридически разные компании, поскольку поезда никогда не ходят с одной линии на другую и раскрашены в разные цвета (исключение: поезда линий "Токайдо" и "Санъе"). Интресен факт, что в Токио пути разных направлений не соединены, хотя и являются соседними. Интересно и то, что у JR East частота в контактной сети 60 Гц, а у JR Central - 50. Периодичность движения от 15 минут ("Токайдо") до получаса ("Санъе"). Ночью поезда не ходят, но с какого по какой час -- не знаю. Средняя скорость движения около 200 км/ч (средняя!), но малейшая непогода, например, легкий снег, снижает ее до 30-40 км/ч, и тогда суперэкспресс плетется медленнее, чем местная электричка по параллельному пути. При этом поезда запросто опаздывают на 20 и более минут, а на станциях пути и стрелки опрыскиваются водой с солью из специальных установок.

Составы "Синкансэн" существуют в различных модификациях (E1, E2, E3, E4, 200 и 400 у JR East, 100, 300 и 700 у JR Central, 500 и 700 у JR West. В апреле 2000 г. обещали ввести в эксплуатацию новый состав типа 3.11 с "утиной" мордой (ввели или нет - не знаю). Одновременно из составов будут исключены вагоны-рестораны: время путешествия сократится настолько, что пассажиры просто не успеют сходить в ресторан!

Вагоны суперэкспрессов делятся на общие (без нумерации мест) и с пронумерованными местами (туда требуется билет с доплатой, который проверяет кондуктор). Случается, что народ едет за 200 и более км стоя. Названия станций объявляются на японском и английском языках и дублируются в бегущей строке. Взад-вперед постоянно снует девушка с тележкой, продающая всякую снедь и напитки. Характерно, что и девушка, и кондуктор при входе в вагон кланяются и вежливо просят пассажиров извинить их за вторжение, а при выходе из вагона снова извиняются и кланяются.
Метро
В этот раз мне удалось покататься на метро в трех городах -- Кобе, Нагое и Токио. В Кобе две линии, в Нагое -- пять-шесть, в Токио -- немеряно. Местами линии местро совпадают с пригородными линями (часто -- "частными", а не JR). Кстати, возможно, этим объясняется тот факт, что многие "частные" линии -- подземные, например, линия компании Kintetsu от Киото до Нары.

Для питания в Кобе используется контактный провод, в Нагое -- третий рельс, а в Токио -- третий рельс НАД составом (там, где обычно бывает контактный провод :-)

Стоимость проезда в метро сравнима со стоимостью наземного городского транспорта (например, в Токио -- от 43 рублей и выше, в зависимости от расстояния; кстати, в Нью-Йорке проезд в метро стоит ровно столько же). Система оплаты такая же, как и на электричках (магнитный билетик на входе и на выходе). В Токио я был весьма расстроен, обнаружив станцию, на которой нельзя перейти с одной платформы на другую без выхода в город и, соответственно, без повторной оплаты (как нетрудно догадаться, я спустился на неправильную платформу :-) Эскалаторы, естественно, тоже левосторонние (стой слева, проходи справа!) Метро выгодно отличается от ж.д. тем, что на каждой станции можно легко надыбить бесплатные схемы и даже расписания.








Отправить сообщеньку

       [1]       

Быстрый переход: