Форум - Флудильник - Профессия - модератор

#62270 by trojan.WinLock Антигерой Года (Информатор) в 2015-06-12 14:01:39 , (77 недели) назадTop




  Сообщений: 1145


Что представляет собой профессия модератора? Требует ли она специальной профессиональной подготовки и особых личных качеств? Почему у одного и того же модератора одни объекты проходят успешно, другие - нет? Каковы мотивации модераторов? Как воспринимает смысл модерирования и свою роль в групповом процессе каждый из них? С этими вопросами наверняка сталкивался на практике каждый исследователь-"качественник", а также многие люди.

Изучению этих вопросов было посвящено исследование, проведенное группой исследователей под руководством Светланы Масловой. Исследование включало в себя глубинные интервью с модераторами различных маркетинговых агентств, а также психологическое тестирование.

Одной из задач нашего исследования было выявление наличия корреляций между личностными характеристиками модераторов, их индивидуальной предрасположенностью к тем или иным категориям профессий и их субъективной оценкой особенностей профессии модератора, сравнения ее с другими видами профессиональной деятельности, определения наиболее важных деловых и личных качеств модератора.

На основе анализа проведенных интервью и психологических тестов был выявлен ряд факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на отношение модератора к своей работе, определяющих его профессиональную самоидентификацию. В качестве таковых были выделены: умение общаться с людьми (контактность, эмпатия, умение говорить и слушать и т. п.), аналитические способности, развитое художественно-образное мышление, учет потребностей и пожеланий клиента. Для всех модераторов данные факторы представляются в той или иной степени значимыми для успешной работы. Однако акценты могут быть расставлены по-разному, в зависимости от индивидуальных психологических особенностей каждого из них. На основе данных результатов нами разработана следующая типология модераторов.
1. "Предприниматель". Модерирование для него - это "шоу для клиента" + сбор необходимой информации по интересующим его (клиента) вопросам. Ориентирован прежде всего на клиента, наиболее значимым фактором субъективной оценки своей работы считает именно его реакции и отзывы. Его преимущества - деловой подход, отсутствие "лирических отступлений" и разговоров не по существу. Возможные недостатки - поверхностность полученной информации, ее искажение, продиктованное желанием "угодить клиенту". Наиболее эффективен данный тип модератора в тех случаях, когда оценка клиента особенно значима (особенно если клиент не склонен к конструктивному восприятию критики собственных идей).
2. "Художник". Процесс проведения модерирования для него - творчество, спектакль, произведение искусства. Прежде всего его внимание сосредоточено на тех образах и символических значениях, которые рождаются по ходу беседы. Ориентирован на художественную, эстетическую сторону своей работы. Его преимущества - развитая интуиция, глубокое понимание образов и метафор, а также мотивов поведения других людей. Возможные недостатки - излишняя эстетизация, проекция собственных субъективных впечатлений и переживаний на содержание беседы. Наиболее эффективны при проведении фокус-групп с тестированием логотипов, слоганов, упаковок и т. д. - все, что связано с символикой и образным рядом.
3. "Собеседник". Модерирование воспринимает прежде всего как беседу, общение с различными людьми. Каждый из респондентов ему интересен как человек, личность со своими взглядами и жизненным опытом. Ориентирован в первую очередь на установление контакта, диалог и взаимопонимание. Его преимущества - умеет найти подход практически к любым категориям респондентов, хорошо справляется с управлением групповой динамикой, умеет грамотно задавать вопросы и услышать ответ респондента. Возможные недостатки - излишнее увлечение деталями, не имеющими непосредственного отношения к исследованию, историями жизни респондентов. Наиболее эффективны в исследованиях, посвященных изучению образа жизни, социальных и политических проблем.
4. "Ученый". Модерирование для него - это сбор информации для анализа, проверка гипотез, решение интеллектуальных задач, поиск истины. В первую очередь ему интересны факты "объективной действительности", на основе которых можно прийти к определенным выводам, умозаключениям. Ориентирован прежде всего на нахождение "рационального зерна" в высказываниях респондентов, построение логических схем. Его преимущества - беседа обычно хорошо структурирована, он умеет удерживать нить рассуждений, неуклонно возвращаясь к вопросам гайда, главным темам исследования после самых волнующих лирических отступлений. Возможные недостатки - излишняя сухость, употребление сложных терминов, понятных не всем респондентам, игнорирование тех высказываний, которые кажутся ему недостаточно "умными". Наиболее эффективен при проведении фокус-групп с респондентами с высшим образованием, для которых, безусловно, он будет "своим", либо при обсуждении сложных, многофакторных предметов или явлений, где особенно важно удерживать нить рассуждения и не "утонуть" в деталях.

Интересно, что клиент, присутствующий за стеклом, постоянно оценивающий и корректирующий работу модератора, всеми модераторами, кроме первого типа, воспринимается негативно. "Предприниматель" работает главным образом для удовлетворения потребностей клиента, поэтому его присутствие вызывает у него азарт, стимулирует. Модераторам остальных типов его присутствие и, тем более, передавание записок лишь мешает: "художник" воспринимает это как вмешательство в творческий процесс, "собеседник" - как вторжение в коммуникацию, для "ученого" - это помехи в проведении эксперимента.

Вместе с тем возможны и "смешанные типы". Пожалуй, наиболее предпочтительны для постоянной работы с клиентом за стеклом модераторы с элементами предпринимательского типа. В этом случае "художник-предприниматель" будет воспринимать модерирование как театральное действо с участием зрителя, "собеседник-предприниматель" воспримет клиента в качестве участника беседы с лидирующей ролью, а "ученый-предприниматель" отнесется к клиенту как к участнику производимого эксперимента, специалисту в определенной области.

Чрезвычайно интересны корреляции между психологическими характеристиками модераторов. Например, модераторы, относящиеся к предприимчивому типу (либо имеющие достаточно сильную склонность к этому виду деятельности, тогда как он не является безусловно преобладающим), сравнивают профессию модератора с такими видами деятельности, как официант, бармен, ди-джей (характерна ориентация на клиента, выполнение его "заказа"), менеджер (руководство людьми для достижения определенной цели, опять же поставленной клиентом).

У подавляющего большинства опрошенных проявлена склонность к артистическим видам деятельности. Модерирование позволяет внести элемент творчества в их профессиональную деятельность, включить компоненты эмоционально-образного восприятия в качестве одного из важных каналов получения информации. Подтверждениям тому служат данные теста Майерс-Бригс. Согласно данным этой методики, среди модераторов значительную часть (6 из 15) составляют представители типа INFP, это - интроверты, для которых ведущей психической функцией является интуиция, вспомогательной - эмоции. Представителям этого типа свойственно романтическое, поэтическое восприятие действительности, а предпочтительным видом деятельности является художественное творчество, связанное с символическим видением мира. Между тем, по данным методики Голланда, большинство модераторов данной категории идентифицируют себя скорее с интеллектуальным либо социальным типом. Очевидно, в работе модераторов раскрываются те их способности и возможности, определяемые их психической организацией, которые не находят применения в исследовательской или организационной работе маркетолога и социолога. По их мнению, работа модератора имеет сходство с работой актера, певца, режиссера, журналиста, ведущего ток-шоу.

Интересно, но подавляющее большинство модераторов (12 из 15) оказываются интровертами. По всей вероятности, это связано с тем, что для работы модератора в большей степени необходимо умение слушать других, чем выражать собственные мысли и чувства. Неслучайно модераторы сравнивают свою профессию с такими видами деятельности, как психология и психотерапия. При этом они отмечают, что отчасти их работа имеет сходство с работой учителя, однако лишь в таких моментах, как умение устанавливать контакт с разными людьми, находить общий язык, заинтересовать определенной темой. Однако, в отличие от учителя, модератор не должен убеждать в чем-либо респондентов, объяснять им что-либо и оценивать их ответы. Последний момент особенно важен, обычно модератор специально подчеркивает, что в беседе не бывает правильных и неправильных ответов, все точки зрения одинаково ценны и значимы.

Были названы также такие профессии, как первооткрыватель, ученый, исследователь. Практически все модераторы отмечают, что их работа требует не только навыков общения, но и умения анализировать, выдерживать определенную логику построения беседы, сопоставлять различные суждения и делать выводы.
Отправить сообщеньку

       [1]       

Быстрый переход: