Форум - Другие новости - Эрнест Абдыжапаров: В Кыргызстане есть тенденция вытеснения из местного прокатного рынка голливудских фильмов и возврата

#48019 by Отключён (Новичок) в 2012-01-31 19:27:04 , (253 недели) назадTop




  Сообщений: N/A


О ситуации в кинопроизводственной, телевизионной и кинопрокатной отраслях в Республике Кыргызстан, о государственных инициативах этой страны в аудиовизуальном секторе, а также о привлекательности Кыргызстана как локейшна для съемок и об идее создания кыргызского «Голливуда» в районе озера Иссык-Куль в эксклюзивном интервью Content Report рассказал Эрнест Абдыжапаров – один из самых известных режиссеров Кыргызстана, руководитель продакшн-компании «Студия Эрнеста Абдыжапарова» (SEA).

Эрнест Абдыжапаров: В недалеком будущем есть тенденция вытеснения из местного прокатного рынка голливудских фильмов и возврата брэнда «киргизское чудо»
Журнал Content Report, 26 января 2012 г.
Юрий Мосин

- Как бы Вы оценили развитие кинематографа Кыргызстана за последние 20 лет? Чего удалось добиться отрасли, а в чем были откровенные провалы?

- Кыргызский кинематограф всегда поддерживался Госкино СССР, и после развала Союза кыргызское кино перестало играть какую-либо значимую роль для политической жизни страны. Но так как в аппарате правительства фигурировали структуры проката и киностудии «Кыргызфильм», то по инерции выделялись средства для поддержания инфраструктуры и для создания документальных и короткометражных фильмов. Поскольку творческий состав киностудии был выведен за штат, то многие именитые режиссеры ушли в сферу бизнеса, дипломатии и политики. Именно в 90-е годы со своими короткометражками заявили о себе на престижных МКФ такие режиссеры, как Марат Сарулу, Актан Арым Кубат, Темир Бирназаров, Эрнест Абдыжапаров. О них стали говорить как о преемниках старой кыргызской кинематографии, получивших в свое время из уст киноведов и кинокритиков СССР прозвище «киргизское чудо».

Именно эта группа создала благоприятную почву для принятия Закона о кино и появления новой генерации кыргызских кинематографистов. За последние годы кыргызское кино считается одним из самых интересных на постсоветском пространстве. К примеру, фильм Актана Арым Кубата «Светаке» завоевал около 40 международных наград. Кроме того, появились фильмы, интересные простым зрителям, и народ стал чаще ходить в кинотеатры. Сегодня уже модно посещать кинотеатры и престижно заниматься кинематографом. Конечно, общая тенденция нового молодежного кино еще далека от высокого качества, но есть прецеденты фильмов, обладающих высоким профессионализмом. Во всяком случае в недалеком будущем есть тенденция вытеснения из местного прокатного рынка голливудских фильмов и возврата брэнда «киргизское чудо».

- Сколько всего кинокартин было снято в Кыргызстане в прошлом году? Какие крупнейшие кинокомпании и продакшн-студии работают в стране в настоящее время (государственные и коммерческие)?

- В 2011 году на экраны выпущено около 40 художественных фильмов. К сожалению, на киностудии «Кыргызфильма» были запущены, но незавершены три полнометражные картины. Они выйдут в этом, 2012 году. Частный кинопроизводственный сектор ускоряется в своем развитии с каждым днем и уже оформились контуры кыргызской киноиндустрии будущего. Это связано с удешевлением технических носителей и большими личными достижениями кыргызских кинематографистов за эти годы. На сегодняшний день существуют частные студии с собственной технической базой, непосредственно занимающиеся производством фильмов. Это «Айтыш фильм», «Тазар», «Ой Арт», «Селькинчек», «Студия Эрнеста Абдыжапарова», «Ырыс», «Жан», Central Asia Film, Green Light, DulDul, Donsson и еще с десяток мелких студий.

- Какие компании ориентированы больше на производство полнометражных картин, а кто создает телевизионный продукт?

- В Кыргызстане не развит телевизионный формат кинопроизведений, поэтому для телевидения работает сохранившийся «Кыргызтелефильм», который занимается в основном выпуском документальных очерков.

- Пользуется ли популярностью локальный телевизионный продукт, или телеканалы чаще показывают зарубежные программы, фильмы и сериалы? Контент производства каких стран наиболее популярен на кыргызском ТВ?

- Телевизионный рынок Кыргызстана в основном «дикий». Практически все телекомпании злоупотребляют показом пиратских фильмов голливудского производства и практически нет фильмов из России и Европы. На телевидении можно увидеть кыргызские фильмы, которые уже появились на DVD-дисках. Но все локальные фильмы, вышедшие за последние три года, пока не были выпущены на DVD-носители. Продюсеры «охраняют» их от пиратов.

- В большинстве стран бывшего СССР киноиндустрия получает финансовую поддержку государства. Существует ли у вас статья бюджета, отведенная финансированию кинематографа? Какими критериями должен обладать фильм, чтобы получить государственную поддержку?

- Лишь в 2001 году вышел закон о кино, где 0,1% от ВВП должны поступать на поддержку кинематографа. До сих пор этот показатель не был выполнен за все эти годы. Лишь после двух революций в стране стали происходить позитивные сдвиги и лишь с нынешнего года государство намерено выполнить этот уровень финансирования. Только сейчас появилась возможность построить механизм справедливого распределения финансов для достойных кинопроектов. Результаты должны быть к концу нынешнего года.

- Парламент Кыргызстана серьезно нацелен на развитие производственных баз кинематографа. Не могли бы рассказать подробнее об этом?

- Скоро должны произойти кардинальные перемены в законодательном отношении к кинематографу. Три комитета одобрили проект закона о свободной экономической зоне культуры «Киностан» на берегу Иссык-Куля и направили его в правительство для разработки ТЭО. Как только этот закон будет принят, у крупных международных производителей кино появится возможность обзавестись своей территорией на берегу уникального озера Иссык-Куль для строительства филиалов, павильонов, натурплощадок и любой производственной деятельности в области кинематографа на самых выгодных условиях.

- Какие сильные стороны Кыргызстана как локации для съемок? Чем страна может быть привлекательна для иностранных киношников?

- Одно из основных преимуществ Кыргызстана – это наличие профессионалов в кино в сфере предоставления кинематографических услуг, его дешевизна. Девственная культура кочевников, что является эффективной и оптимальной возможностью использовать ее для крупных батальных сцен любого масштаба и любого исторического пласта (кыргызские конные каскадеры – одни из лучших в мире). Концентрация в одном месте (СЭЗК «Киностан») моря, степей, пустыни, гор, лесов, ледников без признаков современной цивилизации и круглогодичное безоблачное небо. И самое главное, курортная зона этой местности позволит кинематографистам не только работать, но и отдыхать, и лечиться.

- Насколько дорого у вас снимать кино? Если, к примеру, взять бюджет российского полнометражного фильма в $2 млн. и снять такое же кино в Кыргызстане (с теми актерами, операторами, режиссером), сколько можно сэкономить?

- В Кыргызстане можно снять стандартный европейский фильм на современную тему с тем же качеством за $200 тысяч с использованием местных актеров, режиссеров, операторов и т.д. Это если учитывать, что перевод на позитивную пленку в системе Dolby придется делать, допустим, в Москве, у нас пока этого нет. Думаю, предоставлять полный цикл кинематографических услуг на высоком уровне мы сможем лишь в 2013–2014 годах. Тогда российские кинематографисты смогут сэкономить на производстве своих фильмов $1 млн. из двух, если будут приезжать со своими проектами к нам.

- Проходят ли в прокате показы отечественного кино и в каком соотношении с иностранными фильмами? Насколько популярны картины местного производства в кыргызском прокате?

- В 2011 году был настоящий бум кыргызского кино в прокате. 4 фильма («Как выйти замуж за Гу Чжун Пе», «Аят-2», «Бишкек, я люблю тебя» и «Невеста поневоле») побили все рекорды местного проката, который в основном голливудский, уступив лишь «Сумеркам». В Бишкеке действуют 13 кинозалов, показывающих голливудские фильмы, и в прошлом году открылись еще 6 частных кинозалов, показывающих только местную продукцию.

- Во сколько оценивается весь кинопрокатный рынок за 2011 год?

- У нас такого мощного проката, как в России или Украине, нет. Могу сказать ориентировочно, что это не более $500 тысяч.

- К слову об интеграции кыргызского кино в мировой кинематограф. Киноведы и культурологи много пишут о различиях ментальности, культуры, мировосприятия. А как, на ваш взгляд, с точки зрения профессионала, в чем тут принципиальные различия и существуют ли они вообще?

- Несомненно, существуют принципиальные различия различных культур и они играют важную роль в продвижении того или иного фильма в том или ином прокатном пространстве. Но существует и общий знаменатель, который позволяет различным культурам понимать друг друга: красота, одухотворенность, самобытность. Разделение идет на уровне культуры восприятия той или иной аудиторией. Если культура восприятия примитивна, оно откликается на такие низменные элементы в кинематографе, как насилие, эротика, или же такой фактор, как «узнавание», т.е. про себя. Эти низменные элементы не только злоупотребляются тенденциями Голливуда и Болливуда, но и активно взращиваются.

Отсюда проблема невостребованности фильмов подлинно интересных и полный ажиотаж вокруг фильмов никчемных. И только совместными усилиями кинематографистов всех стран, заинтересованных в высоком уровне зрителей, можно будет повернуть тенденцию примитивизации зрителей в сторону его одухотворенности. В результате подобного тренда подлинное киноискусство, вне зависимости от своей национальной принадлежности, будет коммерциализировано в хорошем смысле этого слова. И ни в коем случае не в противопоставлении «авторского» кино против «коммерческого», что на самом деле является мифом, направленным на отчуждение массового зрителя от подлинного произведения киноискусства.

- А Вы лично над чем сейчас работаете и когда мы сможем увидеть вашу новую работу?

- Только что закончил новый фильм «Шахерезада из Кукушкино», посвященный взаимоотношениям кыргызов и русских в Кыргызстане. Пока этот фильм лишь на цифровом носителе и, возможно, в этом году мы увидим его на кинофорумах СНГ. Сейчас же нахожусь в поисках компаньонов для экранизации повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке» уже в этом году.

- Какие основные проблемы стоят сегодня перед киноиндустрией Кыргызстана?

- Думаю, есть лишь одна проблема, после решения которой перспектива развития кыргызского кино начнет набирать колоссальные обороты, – это взаимопонимание между государством, зрителями и кинематографистами.

- Каким видите будущее кинематографа Кыргызстана?

- Кинематограф Кыргызстана станет ярким примером интегрирования яркого, самобытного, собственного лица в пестрый кинематограф различных стран мира. Именно в этом направлении кыргызское кино станет законодателем мод. Причем ждать долго не придется. Как я уже говорил, мы ждем принятие закона о свободной экономической зоне культуры «Киностан», и правовое поле будет благоприятным для того, чтобы начали вкладываться инвестиции именно в кинематограф.

Справка Content Report

Эрнест Абдыжапаров родился в 1961 г. в Бишкеке. В 1983 г. окончил пединститут по специальности «Русский язык и литература». С 1988 г. работает на киностудии «Кыргызфильм» администратором, ассистентом режиссера, редактором, сценаристом, режиссером-постановщиком. В 1999-2001 гг. — секретарь Союза кинематографистов Кыргызстана, в 2001-2002 гг. — главный редактор киностудии «Кыргызфильм». С 1999 года возглавляет Студию Эрнеста Абдыжапарова. Его фильмы участвовали более чем в тридцати МКФ. Лауреат многих МКФ (Греция, Италия, Германия, Франция, Россия Беларусь, и др.), Гран-при на МКФ в Драме (Греция), Анапе (Россия), Изоле (Словения), Душанбе (Таджикистан), Алматы (Казахстан) и Марракеше (Марокко).
Отправить сообщеньку

       [1]       

Быстрый переход: