Форум - Другие новости - Коррупция — это системное явление, поэтому в борьбе с ней нужны системные изменения и кардинальные реформы, - эксперт К.

#14402 by Отключён (Новичок) в 2010-11-03 19:29:14 , (317 недели) назадTop




  Сообщений: N/A


Коррупция — это системное явление, поэтому в борьбе с ней нужны системные изменения и кардинальные реформы, считает эксперт Кубан Омуралиев. О предупреждении коррупции и проблемах борьбы с коррупцией в Кыргызстане эксперт рассказал в интервью агентству АКИpress.

Согласно исследованиям Transparency International, в Индексе восприятия коррупции 2010 года Кыргызстан занял 164 место (2 балла) из 178 стран, участвовавших в исследовании, который год оставаясь на том же уровне.

К.Омуралиев отметил, что индекс восприятия коррупции (ИВК), составляемый Transparency International, ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков. Это комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований в отношении коррупции, проводимых различными представительными организациями. Индекс отражает мнения предпринимателей и аналитиков из различных стран мира; в том числе экспертов, проживающих в стране, в отношении которой проводилось исследование.

По его словам, в Кыргызстане, а также в других странах СНГ степень коррупции измеряют по советской методологии. В нашей стране человека могут посадить за получение взятки в размере 1 тыс. сомов, а где-то и сами правоохранительные органы могут устроить, чтобы выполнить план, в то же время настоящие коррупционеры разгуливают на свободе. «В борьбе с коррупцией необходимо наличие политической воли. Вроде она у нас появляется, но у нас нет самого главного – системного подхода, и никто не работает над предупреждением коррупции, у нас борются с последствиями», - отмечает эксперт.

«В обществе бытует мнение о том, что с коррупцией должны бороться только правоохранительные органы. В этой связи возникает резонный вопрос: почему не справляются с данной проблемой вышеназванные структуры? А не справляются они в основном по причине разрозненности их усилий и акценте на борьбе со следствиями коррупции, - отмечает он. - Во-первых, борьба с коррупцией не является прямой обязанностью правоохранительных органов, которые ответственны только за те сферы, которые определены в законах, регулирующих их деятельность. Во-вторых, в компетенцию правоохранительных органов не входит разработка и осуществление превентивных мер по борьбе с коррупцией, поскольку это не является приоритетом их деятельности. И, конечно, к сожалению, многие сотрудники этих структур сами замешаны в коррупционных деяниях, поэтому к ним нет доверия со стороны общества».

По его словам, предупреждение коррупции подразумевает использование системного подхода в сфере государственного менеджмента. Государственные учреждения, министерства и ведомства хотят получить как можно больше функций и предоставление платных услуг, которые на самом деле должны предоставляться населению бесплатно.

Результаты и опыт реформ, проводимых в Кыргызстане, показывают, что серьезным тормозом для ускоренного и качественного экономического и социального прогресса страны является сохранение системы государственного управления, неадекватной требованиям настоящего времени. Задача сегодняшнего дня – начать построение такой системы государственного управления, которая на всех своих уровнях качественным образом предоставляла бы общественные блага и услуги населению и могла бы динамично совершенствоваться в рамках сотрудничества со всеми слоями общества на принципах партнерства и участия.

Прежде всего, как считает эксперт, необходимо провести качественный функциональный анализ в целях сокращения государственных услуг и выдачи лицензий государственными органами, потому что до этого функциональный анализ уже проводился, но опять же самими министерствами. В последние годы много говорили о принципе «one stop shop» для привлечения инвестиций, сокращения административных барьеров, однако у нас они наоборот увеличиваются.

Эксперт положительно оценивает внедрение полиграфа при конкурсном отборе статс-секретарей. К.Омуралиев сказал о применении полиграфа как одного из механизмов борьбы с коррупцией, о котором на протяжении последних лет сам вносил предложение руководству страны, в том числе президенту Р.Отунбаевой. По его словам, еще в 2006 году было принято постановление правительства об использовании «детектора лжи» в отношении работников таможенной и налоговой служб. Данное постановление никто не отменял, а итоги этой работы так и остались неозвученными.

«С недавних пор в стране начали применять «детектор лжи». Много зависит от специалиста, проводящего тестирование, он должен быть компетентный и хорошо обученный, а за короткое время кого они там обучили, я не знаю, это очень долгий процесс, - говорит он. - Один из представителей доноров США рассказывал, что однажды его признали наркоманом, хотя он никогда не принимал наркотики. Конечно, оборудование ошибается до 10%, поэтому чтобы исключить коррупцию и вероятность ошибок, необходимо было изучить итоги работы прежнего постановления, которое никто так и не отменял. Детектор лжи — это хорошо, но если с самого начала работа не будет прозрачно и честно проводиться — это будет очередное шоу».

К открытости и прозрачности также, по мнению эксперта, ведет инициатива по созданию общественных наблюдательных советов, которые создаются при некоторых государственных органах. По его словам, это тоже один из методов предупреждения коррупции, когда есть доступ к информации, открытость и прозрачность. «Но будет ли этот институт работать? Опять же все это происходит на основе волонтерства. Если вспомнить, в нашей истории сколько общественных советов или других комиссий создавались? Но мы все знаем, что они не работали. В общественные советы с одной стороны нужно набирать по профессиональным качествам, а с другой стороны, где гарантия, что не будет конфликта интереса или они снова не сговорятся?».

По его словам, «все у нас осталось по-старому, в частности, по кадровым назначениям». «Будут трудоустраивать тех, кто больше всех возмущается, или тех, кто проиграл на выборах и устраивают митинги. Разве это решение? Это опять сиюминутные порывы».

Коррупция, как отмечает он, в нашей республике давно приобрела масштабы серьезной проблемы, став барьером на пути социально-экономического развития и угрозой национальной безопасности страны. Коррупция не только широко распространена в государственных структурах (особенно в фискальных и правоохранительных органах), она проникла буквально во все сферы нашей жизни, начиная с больниц и школ и заканчивая совместными проектами, осуществляемыми с иностранными инвесторами и международными донорами.

«Коррупция, возведенная в разряд обычных отношений между нечистыми на руку государственными чиновниками, сотрудниками правоохранительных и судебных органов, сферы образования, здравоохранения и социального обеспечения и простыми гражданами, стала одной из главных причин нагромождения нерешенных социальных проблем, ухудшения общей экономической ситуации в стране и привела к взрыву народного недовольства во время известных событий в марте 2005 года, едва не разрушив национальную безопасность государства», - говорит он.

Антикоррупционные усилия государства, по мнению эксперта, должны носить комплексный характер и опираться на сотрудничество и взаимодействие всех ветвей власти, гражданского общества, бизнеса и международного сообщества. Особое внимание при этом необходимо уделить превентивным мерам, которым ранее не придавалось особого значения.

Существующие масштабы коррупции и специфика борьбы с этим явлением требуют специальных знаний и навыков, а также специальных институтов. Антикоррупционные органы – это, прежде всего, инструменты предупреждения и борьбы с коррупцией, которые возникают тогда, когда обычные государственные институты и система правосудия перестают справляться с широкомасштабной коррупцией.

К.Омуралиев считает, что для эффективного искоренения коррупции необходим системный и комплексный подход и не исключает путь кардинальных реформ по примеру Грузии и других стран. В Грузии, по его словам, в ряде государственных органов, сильно подверженных коррупции, были набраны новые сотрудники, введена новая система работы, все это было профинансировано международными организациями, в Кыргызстане же на это нет ресурсов.

«Как маленькая страна с имеющимися внешними и внутренними проблемами Кыргызстан просто обязан иметь эффективную государственную власть. В этом будет сила страны и ее конкурентное преимущество, - отмечает он. - Залогом достижения целей в борьбе с коррупцией является коренная ломка устоявшихся глубоко порочных убеждений о всесилии денег, осознание того социального, экономического и нравственного вреда, который несет в себе коррупция».

В заключение К.Омуралиев отметил, что наше общество сегодня стоит уже у такой опасной черты, что «мы рискуем потерять самое главное – веру людей в справедливость. В этой связи не только правителям, а всему обществу необходимо сделать определенные выводы».
Отправить сообщеньку

       [1]       

Быстрый переход: