Форум - Другие новости - Кыргызстан бюрократический: врешь, не уберешь!

#24132 by Отключён (Новичок) в 2011-01-19 19:29:31 , (307 недели) назадTop




  Сообщений: N/A


Новое правительство Кыргызстана по примеру предшествующих заявило о намерении заняться чисткой и сокращением госаппарата, но пока сделало все возможное, чтобы дезавуировать собственные обещания.

Наш дорогой чиновник

Кыргызстан считается страной с чрезмерно раздутым государственным аппаратом. На пять с лишним миллионов граждан в республике, по некоторым данным, приходится свыше 60 тысяч различных госслужащих. Цифра приблизительная, ибо, судя по всему, пока никто не знает точно, сколько же в реальности чиновников кормят налогоплательщики. Известно лишь то, что даже при огромном дефиците бюджета государство отводит на свой аппарат по меньшей мере четверть (а иной раз и треть) всех расходных статей. В 2011 году планируется потратить на содержание чиновничьей рати около 20 миллиардов сомов. Для маленькой страны это слишком большая роскошь.

Основная часть статьи расходов на госаппарат приходится на оплату чиновничьего труда. Последние два слова, согласитесь, звучат парадоксально. Тем не менее госслужащий в Кыргызстане получает в среднем (без взяток!) больше, чем рядовой гражданин - 8,5 тысячи сомов. Многих, как отмечается, эта сумма не устраивает, что, к слову, называется одной из основных причин, почему правительству трудно привлекать новых специалистов. Впрочем, неофициальные источники называют другие - трайбализм и коррупцию в системе кадровых назначений. А если они есть, то вопрос о заработной плате для тех, кто стремится попасть на госслужбу, как представляется, не столь важен. Как в анекдоте: «А я думал, дали оружие, а дальше сам крутись, как можешь».

Согласно официальным данным, подавляющее большинство госслужащих в Кыргызстане - административные кадры. Иными словами - клерки, средний возраст которых колеблется от 28 до 49 лет. При этом большую часть расходов на содержание госаппарата составляет зарплата этой самой армии чиновников, которой, к тому же, эта самая армия недовольна и давно требует увеличения.

К счастью налогоплательщиков, казна небезгранична, и инстинкт самосохранения пока не позволяет властям увеличить траты на госаппарат до половины ее расходных статей. Но бюрократия нашла легальный способ увеличить себе зарплату. Как повелось в Кыргызстане, решение проблем нашли за границей. Международные доноры - ПРООН и Фонд Сороса - выразили готовность выделить на повышение зарплат госслужащих Кыргызстана $4 миллиона. Эти средства, как предполагается, будут распределять между чиновниками, занимающими ключевые и ответственные посты в течение следующей пары лет.

Бюрократы неистребимы?

Новый кабинет министров, судя по всему, не обратил внимания на донорскую щедрость. Перед новогодними праздниками правительство вновь заявило о намерении сократить популяцию беловоротничковых на 10 процентов. Главный посыл намечаемой кампании - сокращение затрат на содержание госаппарата. По словам первого вице-премьер-министра КР Омурбека Бабанова, только на транспортных расходах чиновников можно сэкономить около 300 миллионов сомов. Пакет мер обещали подготовить к середине января, чтобы начать внедрять с февраля 2011 года. Но, судя по всему, ждать сокращения госаппарата со следующего месяца, мягко говоря, наивно.

Намерения реформировать госаппарат новые власти высказывают едва ли не со дня памятных апрельских событий. Роза Отунбаева выступала с подобным заявлением в первые недели пребывания на высшем государственном посту. Однако чуть позже политическое руководство страны решило отложить кадровую революцию на более поздний срок. Так же в свое время поступали и предыдущие президенты. Здесь отметились и Аскар Акаев, и предшественник Розы Отунбаевой Курманбек Бакиев, который, конечно, на первых порах стремился не разочаровать борцов за демократию, выступая с инициативами о сокращении и чистке госаппарата. Позже, правда, второй президент признался, что чистить-то не получается, ибо очень много среди госслужащих людей профессиональных и достойных. Ну а «война» Аскара Акаева с бюрократами привела к тому, что Дом правительства, куда раньше вмещались едва ли не все министерства с Центризбиркомом, Конституционным судом и их аппаратами, вдруг стал им тесен, и «БД» передали в вотчину администрации главы государства и аппарата премьер-министра.

«Борьба» с непомерно раздутым госаппаратом у Розы Отунбаевой окончилась тем, что к концу 2010 года число министерств в Кыргызстане выросло с 14 до 17. Коалиционное правительство, образованное парламентом, еще больше увеличило количество госструктур. Оппоненты властей полагают, что это произошло в угоду партийным интересам. Слишком, дескать, много соратников просили хорошую должность. Как тут отказать своему человечку? С другой стороны, а как же теперь сокращать госаппарат?

Омурбек Бабанов предложил снижать численность работников, не затрагивая структуру правительства. Другие политики выступают за сокращение центрального аппарата правительства с одновременным совмещением постов президента и премьер-министра. Третьи говорят, что разумнее сокращать такие структуры, как Министерство обороны, с передачей его функций пограничным и внутренним войскам, Национальной гвардии и Министерству внутренних дел. А партия Темира Сариева уверена: количество министерств нужно снижать до 15, численность чиновников уменьшить на 20 процентов.

Но, скорее всего, правительство остановится на варианте первого вице-премьер-министра. Все-таки кабинет министров сложился партийный, отчасти и лидеру партии «Республика» благодаря. А жираф, как известно, большой. Ему видней.

Рецепты аппаратного благополучия

Вчерашние оппозиционеры, попав в правящие круги, обнаружили, что чиновничий аппарат необходим им целостным, поскольку в усеченном виде будет представлять угрозу для новой власти. А ну как бюрократия устроит свой переворот? Вместе с тем Кыргызстан, что поразительно, все же умудрился доказать: он способен существовать и без некоторой части чиновников. Целых полгода в стране не было парламента и его аппарата, и ничего, как-то жили без 120 депутатов, которые по запросам дадут фору любому чиновнику, а также их советников, водителей, секретарей, помощников... Значит, сокращать не просто нужно, но и можно.

Председатель наблюдательного совета Фонда поддержки государственных служащих и заместитель директора Государственной кадровой службы КР Асылбек Болотбаев убежден: следует удалять из властной вертикали промежуточные звенья. Под ними он подразумевает отдельные органы местного самоуправления и подразделения различных ведомств, замеченные в чрезмерном увлечении регуляторными функциями. «Это позволило бы сократить от четверти до трети госслужащих», - говорит он. С ним согласны представители деловых кругов и близкие к ним эксперты. Но их мнения порой интересуют чиновников в последнюю очередь.

Государству следует определиться, как и по каким критериям оно будет сокращать госаппарат. Тем более что способов отбора тех, кому укажут на дверь, предлагается немало: от экзамена на знание госязыка и люстрации, до детектора лжи и сокращения регуляторных функций госаппарата. Каждая из указанных «методик» либо имеет существенные минусы, либо откровенно дискриминационна. И не факт, что государство будет использовать их для дела, а не для отчетности, как, например, детектор лжи.

Протестировали не так давно на нем сотрудников одной из фискальных служб, даже выявили коррупционеров, но на этом все и остановилось. Фамилии отмеченных полиграфом не обнародованы. Какие решения по засветившимся бюрократам намерено принять их непосредственное начальство - неизвестно. Понятно, что такой же реакции следует ждать и в других случаях. Возможно, поэтому эксперты призывают правительство не спешить и отнестись к сокращению кадров разумно, осознав, что целью кампании должно стать создание такого госаппарата, который будет работать на развитие страны, улучшение экономической ситуации, отвечать современным требованиям. Но сможет ли это сделать правительство?
Отправить сообщеньку

       [1]       

Быстрый переход: